О СРО кредитных кооперативов

10 Апреля 2014

Кредитование физических и юридических лиц является основополагающим фактором развития экономики каждого государства. Переход на рыночные отношения создал благоприятные условия для развития кооперативного кредитования. Кредитные кооперативы позволили упростить систему и механизмы кредитования. Государственная Дума в 2009 году приняла закон №190-Ф3, который регламентировал создание Саморегулирующих организаций (СРО) в структуре кредитных кооперативных субъектов.

Немного истории

Действующие кредитные кооперативы не сразу с пониманием отнеслись к созданию СРО. Созданные по принципу добровольного участия и определенные внутренние правила взаимоотношений, для многих казались не совместимыми для внешнего вмешательства в их деятельность. Обязательное участие кооператива в СРО могло привести к дополнительным обязательствам и финансовым издержкам. Ресурсы на поддержание схемы участия в СРО, по мнению многих, могли бы эффективнее использоваться в сфере хозяйственной деятельности.

Но, как показала практика, многие вопросы, которые касались деятельности кредитных кооперативов, либо не были регламентированы государственными законами, либо выходили за рамки закона, но реакции не могло быть, вследствие отсутствия таковых рамок.

Преимущества СРО

Эффективность саморегулирования в строительстве и деятельности кооперативов агропромышленного комплекса была доказана в 2009 году. Принятые Государственной думой законы позволили таким кооперативам вести предпринимательскую деятельность в государственном правовом поле, а также решать многие вопросы корпоративно, которые не были посильны в рамках отдельной организации.

Только регламентированные условия формирования, членства, обязанностей и прав СРО, касающиеся кредитных кооперативов (ст. 35-39 Главы 7) закона «О кредитной кооперации» привнесли положительные изменения и в эту сферу деятельности.

Особенности работы кредитных кооперативов

До рассмотрения особенности деятельности кредитных кооперативов и СРО стоит рассмотреть сходные характеристики их деятельности с другими направлениями. Общие черты состоят в следующем:

СРО кредитных кооперативов, по аналогии с другими отраслями (сельское хозяйство и строительство) имеет институциональное оформление;

  • саморегулирование предполагает создание разветвленной структуры (филиалы и представительства);
  • СРО регламентирует общие правила для всех членов и имеет полномочия по контролю и принятию мер воздействия, вплоть до исключения;
  • правила СРО являются обязательными для выполнения всеми участниками;
  • объектами отношений СРО, касающихся правовой, финансовой и экономических сфер являются отношения, как между их членами, так и внутренние отношения каждого;
  • функции СРО имеют определенную область действия и отделены от условий, определяющих работу таких организаций, как союзы, объединения и ассоциации;
  • вся деятельность СРО регламентирована законом.

Кредитование имеет ряд специфических моментов, по сравнению с другими отраслями экономической деятельности. К ним можно отнести такие аспекты, как:

  • кредитные кооперативы имеют возможность принимать внутренние решения без согласования с СРО, если вопрос касается финансовой помощи между членами кооператива, а взаимной ответственности перед клиентом. В этом случае возможны, как самостоятельные решения, так совместные варианты в рамках СРО;
  • кооперативы, занимающиеся кредитной деятельностью, вправе самостоятельно создавать компенсационные фонды или организации системного аудита. Это обеспечивает платежную способность не только кооператива, но и СРО в целом, а также позволяет осуществлять постоянный мониторинг их деятельности. При совместной работе с такими структурами и СРО обеспечивается устойчивая работа и безопасность при возникновении непредсказуемых ситуаций.

Отличия само- и государственного регулирования

СРО кооперативов кредитования регулируют вопросы, касающиеся деятельности их участников в рамках правового поля, определенного законодательством. Они вправе решать вопросы, касающиеся деятельности входящих субъектов, обеспечивать устойчивость работы, вопросы приоритетных направлений деятельности, а также применять санкции в рамках своих полномочий.

Государственное регулирование предполагает более масштабные формы влияния на функционирование всей кредитной системы государства в целом. Органы государственного регулирования имеют право проводить аудит и применять санкции вплоть до уголовной ответственности.

Главным отличием является то, что государственные органы не участвуют в предоставлении услуг, а являются регулятором работы СРО.

Возврат к списку